НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ
Дата: 01. 03. 2021г.
Автор: Ястребова Е. В. - учитель физики МБОУ «Сутчевская МОШ»
Для просвещения и становления обучающегося как личности необходимо образование человека. Современная жизнь предъявляет сегодня жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, нестандартное мышление, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Весь учебный процесс в настоящее время построен на урочной деятельности ученика. Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания, учащихся форма организации деятельности за определенный отрезок времени.
Нетрадиционный урок – это иногда импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную, строго не установленную структуру, который включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, отработки новых форм деятельности, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.
Я, как учитель физики, периодически на своих уроках использую нестандартные типы уроков- это урок – соревнование, игра, экскурсии, прогулки, интегрированные уроки с целью отработки новых методов, способов, форм, приемов и средств обучения; разнообразия учебной деятельности.
Обучающиеся МБОУ «Сутчевская СОШ» знают, что Всемирный день сна ежегодно проводится в пятницу перед днем весеннего равноденствия, который в этом году приходится на 19 марта, но мои одиннадцатиклассники решили не дожидаться этого дня, решили урок сна провести в первый день весны.
Урок начинается с того, что учитель объявляет тему урока, условия игры- никто не должен разговаривать, включать телефон, открывать глаза. Задача учителя, объясняя тему урока, задавая им вопросы, на которые впоследствии дает сам учитель ответ, вывести их от сонного состояния. Если кто- то из обучающихся нарушит хоть одно условие, далее урок пойдёт в традиционном формате (из опыта проведения таких уроков один раз в году хочу заметить, что нарушителей условий пока не было). Я уверена в том, тому подтверждение высказывания учеников, что они, находясь в спящем, тихом состоянии более воспринимают получаемую информацию по теме урока.
И детям и мне очень нравится проведение уроков игр - соревнований между командами. Такие уроки обычно я провожу в дни экстренной замены уроков. Урок начинается с того, что класс делится на две команды, которые сами придумывают название своей команды на физическую тематику. Все конкурсные задания комментируются и обязательно по предмету физика. Например, чья команда раньше напишет наименование пятнадцати измерительных приборов, формул, физических явлений, учёных, решит несложную задачу, выполнит кроссворд из за ранее заданных физических терминов, или работают в формате «домино» с наименованиями физических тел, природных явлений и т. д.. Все выполненные задания оцениваются по пятибалльной системе. В ходе игры прослеживается коллективная форма работы, проявляется интерес к предмету, активизируется деятельность учащихся, развивается творческий потенциал, развиваются новые отношения между учителем и учениками.
Рекомендую своим коллегам провести такие уроки, ведь предназначение нетрадиционного урока – это дать стимул детям и учителю в изучении предмета, расширить творческий потенциал учителя и его обучающихся.