№ урока |
Тема урока |
Кол-во уроков |
Универсальные учебные действия |
Планируемые результаты |
Примечание | ||||
Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч) Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (11 ч) | |||||||||
1 четверть (9 часов) | |||||||||
1 |
Введение в предмет. |
1 |
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Видеть и изображать. |
Проговаривает правила пользования акварельными красками, кистью. Выполняет рисунок солнца. |
| ||||
2 |
Изображения всюду вокруг. |
1 |
Проговаривает правила работы на уроке и материалами. Изображает увиденное. |
| |||||
3 |
Мастер Изображения учит видеть. |
1 |
Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). |
Проговаривает значение понятия «форма». Выполняет рисунок листа. |
| ||||
4 |
Изображать можно пятном. |
1 |
Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). |
Проговаривает технику выполнения работы пятном. Изображает рисунок животного пятном. |
| ||||
5 |
Изображать можно в объёме. |
1 |
Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). |
Проговаривает значение понятия « объём».Правила работы с пластилином. Выполняет фигуру животного. |
| ||||
6 |
Изображать можно линией. |
1 |
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. |
Проговаривает значение понятия « графика». Выполняет путаницу из линий, дорисовывает до получения изображения какого – то предмета. |
| ||||
7 |
Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про себя». |
1 |
Проговаривает правила работы с материалами на уроке . Выполняет карандашами «Рассказ про себя». |
| |||||
8 |
Разноцветные краски. |
1 |
Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. |
Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Рисует коврик. |
| ||||
9 |
Изображать можно и то, что невидимо. |
1 |
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). Изображать радость или грусть (работа гуашью). |
Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Рисует своё настроение. |
| ||||
2 четверть (7часов) | |||||||||
10 |
Художник и зрители. |
1 |
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). |
Проговаривает виды и жанры искусства. Рисунок летнего леса. |
| ||||
11 |
Посещение музея. |
1 |
Проговаривает правила поведения в музее. Проговаривает значение новых слов: экскурсовод, экспонат. |
| |||||
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч) | |||||||||
12 |
Мир полон украшений. |
1 |
Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). |
Проговаривает значение слова украсить. Выполняет рисунок сказочного цветка. |
| ||||
13 |
Красоту надо уметь замечать. |
1 |
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. |
Проговаривает значение слова кайма. Выполняет рисунок свободного выбора. |
| ||||
14 |
Узоры на крыльях. |
1 |
Узоры на крыльях бабочек, на что похожи. Изображает наряд для бабочки. |
| |||||
15 |
Красивые рыбы. Украшение рыб. |
1 |
Проговаривает значение слова монотипия. Изображение рыбы. |
| |||||
16 |
Украшение птиц. |
1 |
Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Изготавливает сказочную птицу. |
| |||||
3 четверть (9 часов) | |||||||||
17 |
Узоры, которые создали люди. |
1 |
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. |
Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Рисует орнамент. Чувашский национальный орнамент. |
| ||||
18 |
Как украшает себя человек. |
1 |
Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). |
Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Изображает своего любимого сказочного героя. |
| ||||
19 |
Мастер Украшения помогает сделать праздник. |
1 |
Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. |
Проговаривает инструктаж по выполнению поделок. Изготавливает игрушку. |
| ||||
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (8 ч) | |||||||||
20 |
Постройки в нашей жизни. |
1 |
Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. |
Проговаривает новые слова архитектура, дизайн. Изготовление своего дома. |
| ||||
21 |
Рисуем домики для сказочных животных. |
1 |
Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). |
Припоминает новые слова архитектура, дизайн. Изображает сказочные домики для героев из книг. |
| ||||
22 |
Домики, которые построила природа. |
1 |
Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. |
Припоминает новые слова архитектура, дизайн. Изготовление сказочного домика из пластилина |
| ||||
23 |
Дом снаружи и внутри. |
1 |
Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). |
Проговаривает понятия «внутри» и «снаружи». Изображает дом из буквы алфавита. |
| ||||
24 |
Строим город. |
1 |
Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. |
Припоминает новые слова архитектура, дизайн. Строит город из пластилина. |
| ||||
25 |
Всё имеет своё строение. |
1 |
Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. |
Проговаривает последовательность техники аппликации из геометрических фигур. Изготавливает из бумаги жирафа. |
| ||||
4 четверть (8 уроков) | |||||||||
26 |
Постройка предметов (упаковок). |
1 |
Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. |
Припоминает новые слова архитектура, дизайн. Изготавливает сумочку для карандашей. |
| ||||
27 |
Город, в котором мы живём. |
1 |
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности. |
Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Выполняет аппликацию. |
| ||||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч) | |||||||||
28 |
Совместная работа трёх братьев – мастеров. |
1 |
Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. |
Проговаривает правила работы на уроке с материалами. |
| ||||
29 |
Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги. |
1 |
Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. |
Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Конструирует птицу из бумаги. |
| ||||
30 |
Разноцветные жуки. |
1 |
Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. |
Проговаривает виды насекомых. Изображает божью коровку. |
| ||||
31 |
Сказочная страна. |
1 |
Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Изображает сказочный город со своими жителями. |
| |||||
32-33 |
«Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве художников. |
2 |
Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). |
Припоминает изученные слова в течение года. Создаёт композицию «Здравствуй, лето!» |
| ||||