Технология.
Пояснительная записка.
В основу рабочей программы по технологии для 1 класса МОУ «Сутчевская СОШ» положена завершенная предметная линия учебников «Технология» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений
Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В., Фрейтаг И.П.
УМК «Школа России»
1 четверть 9 часов
2 четверть 7 часов
3 четверть 9 часов
4 четверть 8 часов
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Результаты изучения курса.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты.
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты.
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Программа состоит из 5 разделов:
· «Давайте познакомимся» - 3 часа
· «Человек и земля» - 23 часов
· «Человек и воздух» - 3 часа
· «Человек и вода» - 2 часа
· «Человек и информация» - 3 часа
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Универсальные учебные действия | |
1 четверть | |||||
|
Давайте познакомимся 2 часа | ||||
1 |
Основы культуры труда. Материалы и инструменты мастера. Правила мастера. Что такое технология. |
1 |
Организация рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Техника безопасности. Материалы, их свойства. Бережное использование и экономное расходование материалов. Подбор материалов. |
Наблюдать доступные материалы и способы их обработки. Искать, отбирать, использовать необходимую информацию. Анализировать предлагаемые задания Выделять известное и неизвестное. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Прогнозировать результаты. Осуществлять самоконтроль. Оценивать результаты своей деятельности. | |
2 |
Экскурсия. Сбор материала |
1 |
Наблюдение за объектами природы. Сбор, сортировка и сушка листьев. |
Отмечать различные особенности природных объектов, их признаки Осваивать правила сбора и хранения. Осмысливать значения бережного отношения к природе. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. | |
Человек и земля 21 час | |||||
|
Природные материалы |
2 часа |
|
| |
3,4 |
Аппликация из листьев. |
2 |
Виды природных материалов. Выполнение аппликации по заданному образцу. |
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы - их виды и свойства. Выполнять практическую работу из природных материалов. Создавать заданную аппликацию из сухих листьев. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Составить план собственного действия. Оценивать результаты своей деятельности. | |
|
Пластилин |
2 часа |
|
| |
5 |
«Рисуем» жгутиками из пластилина. «Цветик -семицветик» |
1 |
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. |
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластических материалов . Осваивать с правила работы с пластичными материалами. Планировать последовательность изготовления изделия. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место. | |
6 |
Мудрая Сова |
1 |
Изготовление изделия из природного материала с использованием соединения пластилином. Составление тематической композиции |
Сравнивать свойства различных природных материалов: листьев, шишек, веточек. Кленовых крылаток. Желудей. Отбирать необходимые материалы для изготовления изделий. Составлять композицию из природных материалов | |
|
Растения |
2 часа |
|
| |
7 |
Получение и сушка семян. |
1 |
Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян. |
Актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека. Выполнять практическую работу по извлечению семян из плодов и их сушке, оформлять пакетики для хранения семян. | |
8 |
Проект «Осенний урожай» |
1 |
Осмысление этапов проектной деятельности ( на практическом уровне. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином. |
Осваивать приемы работы с пластилином ( Скатывание. Сплющивание. Вытягивание. )Подбирать цвета для изготовления изделия. Составлять план, проводить самооценку. | |
9 |
Пластилин – вместо карандашей и красок. Аппликация. Ежик. |
1 |
Отработка приемов работы с пластилином. | ||
2 четверть | |||||
|
Бумага |
2 часа |
|
| |
10 |
Волшебные фигуры |
1 |
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой, Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибания, соединение при помощи клея. Правила экономного расходования материала. |
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги( состав, цвет, прочность) определять их виды по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы ножницами, правила соединения деталей при помощи клея. Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному размеру. | |
11 |
Закладка из бумаги |
1 | |||
|
Насекомые |
1час |
|
| |
12 |
Пчелы и соты |
1 |
Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел.. Составление плана изготовления изделия. Изготовление изделия из различных материалов( Природные. Бросовые. Пластилин.) |
Использовать различные виды материалов при изготовлении изделий. Осваивать прием соединения природных материалов при помощи пластилина. Оценивать качество изготовления работы. | |
|
Дикие животные |
1час |
|
| |
13 |
Коллаж. |
1 |
Виды диких животных. Знакомство с техникой коллажа. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллажа. Знакомство с правилами работы в паре. |
Осваивать приемы создания изделия в технике коллажа. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять план, обсуждать план корректировать свою деятельность и свою деятельность партнера при изготовлении изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Использовать правила работы с бумагой, ножницами, клеем. | |
|
Новый год Украшаем класс |
2 час |
|
| |
14 |
Украшение на елку. Елочная игрушка. |
1 |
Выполнение разметки деталей по шаблону. Изготовление елочной игрушки из полосок цветной бумаги |
Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с бумагой. Оформлять класс. | |
15 |
Украшение на окно. Снежинка. |
1 | |||
|
Домашние животные |
1 час |
|
| |
16 |
Котенок. |
1 |
Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Изготовление фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы пластилином. |
Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Анализировать форму и цвет реальных объектов (Домашних животных), соблюдать их при изготовлении изделий. | |
3 четверть | |||||
|
Такие разные дома |
1 час |
|
| |
17 |
Домик . |
1 |
Знакомство с видами домов и материалов, применяемыми при их постройке. Практическая работа при определении свойств гофрированного картона. Изготовление макета дома с использованием гофрированного картона и природных материалов. |
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды домов и гофрированного картона. Создавать макет дома из разных материалов. Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. | |
|
Посуда |
2 часа |
|
| |
18,19 |
Проект «Чайный сервиз». |
2 |
Знакомство с видами посуды и материалами , из которой ее изготовляют. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом. Изготовление разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при изготовлении изделий для чайного сервиза. |
Использовать умение работать над проектом. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную деятельность. Создавать разных изделий по одной технологии из пластилина. Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму цвет и размер реальных объектов. Осваивать правила поведения за столом. | |
|
Мебель |
1 час |
|
| |
20 |
Стул. |
1 |
Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания ( уборка комнаты и уход за мебелью). |
Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, выбирать необходимые материалы и приемы работы для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу. | |
|
Одежда, ткань, нитки |
2 часа |
|
| |
21 |
Кукла из ниток. |
1 |
Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалами, из которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды тканей и нитей, их состав, свойства. Назначение и применение в быту и на производстве Создание разных видов кукол из ниток по технологии. |
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы. Определять под руководством учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, их назначение и применение в быту и на производстве. Осуществлять выбор в зависимости от назначения. Осваивать умения наматывать, связывать и разрезать нити. Осмысливать способы изготовления одежды. | |
22 |
Чувашская национальная одежда. Головная повязка «масмак». |
1 |
Знакомство с чувашской национальной одеждой, ее назначением и материалами, из которых ее изготавливают. Способы создания одежды. |
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) чувашскую национальную женскую одежду. Определять под руководством учителя виды тканей и нитей, отличие от современной одежды. Подбор бумаги. Разметка с помощью шаблона. | |
|
Учимся шить |
3 часа |
|
| |
23 |
Строчка прямых стежков строчки стежков с перевивом змейкой. |
1 |
Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой. |
Осваивать правила безопасной работы при изготовлении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц. И использовать их для оформления изделий. Сравнивать различные виды пуговиц. Организовать рабочее место. Осваивать правила экономного расходования. | |
24 |
Закладка с вышивкой. |
1 |
Использование разных видов стежков для оформления изделия. | ||
25 |
Пришивание пуговиц. Медвежонок. |
1 |
Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями. Оформление игрушки при помощи пуговиц. | ||
4 четверть | |||||
Человек и вода 2 часа | |||||
26 |
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Практическая работа. Проращивание семян. |
1 |
Знакомство с различными средствами передвижения и их значением. Осмысление значимости воды в жизни человека и растений. Выращивание и уход за комнатными растениями. Правила ухода. Проращивание семян. |
Исследовать значение воды в жизни человека и растений и животных. Осуществлять поиск информации о воде, значение, добыча использование, передвижение по воде, перевозка. Делать выводы, обобщать. Проращивать семена. Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать результаты. Осваивать правила ухода за комнатными растениями. | |
27 |
Передвижение по воде Проект «Речной флот» |
1 |
Знакомство со значением водного транспорта для жизнедеятельности человека. Создание из бумаги моделей плота |
Анализировать процесс сборки реального объекта (плота) Осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой – оригами. Составлять и оформлять композицию по образцу. Исследовать различные материалы на плавучесть. | |
Человек и воздух 3 часа | |||||
28 |
Использование ветра Вертушка |
1 |
Осмысление способа использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Ознакомление со способами разметки при помощи линейки. |
Осуществлять поиск информации об использовании ветра, о полетах человека. Делать выводы и обобщения. Осваивать технологию моделирования. | |
29 |
Полеты птиц Мозаика Попугай |
1 |
Знакомство с видами птиц. Закрепление навыков работы с бумагой. Знакомство с со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага» |
Осваивать новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваная бумага». Приготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закреплять навыки работы с бумагой и клеем. Изготовлять изделие по образцу. | |
30 |
Полеты человека Самолет Парашют. |
1 |
Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Изготовление моделей самолета и парашюта. Закрепление умений работать с бумагой в технике, размечать по шаблону. |
Сравнивать современнее и старинные летательные аппараты. Приготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закреплять навыки работы с ножницами и клеем. Самостоятельно изготовлять изделие по образцу. Проводить эксперимент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем выше скорость падения парашюта) | |
Человек и информация 3 часа | |||||
31 |
Способы общения. Письмо на глиняной дощечке. |
1 |
Изучение способа общения и получения информации. Закрепление способа работы с бумагой. Картоном. Пластилином. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково –символические системы(пиктограммы) |
Осуществлять поиск информации. Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации в разных средах ( Животный мир. Человек.) Делать простые выводы и обосновывать их. | |
32 |
Важные телефонные номера. |
1 |
Знакомство с способом передачи информации.. Осмысление значения дорожных знаков для обозначения безопасности |
Осуществлять поиск информации о способах передачи информации. Анализировать и сравнивать информацию. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснять их значение.. Составлять таблицу важных телефонных номеров. | |
33 |
Компьютер. |
1 |
Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером. |
Осуществлять поиски информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивать правила использования компьютера. | |